Курс подготовлен специалистами теоретиками и практиками работы в сфере внешних связей Красноярского края, сотрудником Общественного Совета Минэкономразвития и внешних связей. В ходе курса будут обеспечены часы практики с посещением международно значимых встреч и мероприятий.
Спецкурс охватывает материал на стыке исторических, экономических и политических наук. В зависимости от специализации студентов они могут быть приспособлены к их профессиональным интересам. Но в любом случае эти спецкурсы призваны расширить кругозор студентов, существенно дополнить их знания, получаемые на базовых предметах.
- Желаете узнать больше о современных международных отношениях и глобальных процессах, считаете, что СМИ показывают их необъективно или умалчивают о многих из них?
- Как прогнозировать развитие экономики некой страны по её прошлому опыту и её принадлежности к своей категории и группе стран?
Информацию о международных сопоставлениях можно регулярно встретить в заявлениях чиновников и политиков, в предложениях экспертов, в новостных сюжетах средств массовой информации. Но обычно это не систематизированная информация, а отдельные отрывочные факты, которые не могут создать комплексной картины мира у специально неподготовленного человека. Поэтому такой человек рискует стать жертвой манипуляций массовым сознанием путём приведения заведомо недостоверных данных о международных сопоставлениях, либо данных, которые сами по себе не являясь заведомо недостоверными, приводятся в отрыве от их общего контекста, что позволяет их ошибочно интерпретировать. Особенно часто манипуляции массовым сознанием путём приведения информации о международных сопоставлениях используются в политических ток-шоу на телевидении. И это несёт существенную угрозу национальной безопасности России, так как в значительной мере именно СМИ формируют общественное мнение. Международные сопоставления фактически являются монополией ряда американских организаций (Пенсильванский университет, ЦРУ) и международных организаций, связанных с глобальной долларовой системой (МВФ, МБРР, ОЭСР) – результаты всех сравнений приводятся к долларовому всеобщему эквиваленту, что позволяет Западу использовать международные сопоставления как информационное оружие против неугодных Западу стран. Поэтому важно выявить, как организована эта информационная атака, и как противостоять ей для обеспечения национальной безопасности России.
В результате прохождения данного курса его слушатели должны научиться аналитически и критически воспринимать получаемую ими информацию о потенциалах стран мира, то есть интересоваться её источниками и методами их обработки, её полнотой и сопоставимостью с другой имеющейся информацией на близкие темы.
- Какие экономико-политические категории и группы стран существуют в современном мире и каковы особенности их стран?
- Почему Запад господствует в современном глобальном мире и вмешивается в дела остальных стран, а остальные страны находятся в той или иной степени зависимости от него и возможно ли преодолеть такое положение?
- Чем Новый мировой порядок похож на "Холодную войну" и чем от неё отличается?
- Экономический рост – постоянная характеристика современного мира или его потенциал ограничен объективными причинами?
- какие последствия вызывает постепенное прекращение экономического роста на Земле?
- Насколько велик ресурсный потенциал Земли, почему объём извлекаемых ресурсов, особенно энергетических, нельзя радикально увеличить и как цены на нефть влияют на те или иные страны?
- Как соотносятся экономические потенциалы тех или иных стран, по какой методике они измеряются и почему фактически международные сопоставления являются монополией США и их информационным оружием?
- Насколько объективны оценки экономического положения СССР и России по итогам международных сопоставлений?
- Что такое третий мир, каковы сходства и отличия его стран, и почему проблемы третьего мира касаются не только третьего мира?
- Как две противоположные теории объясняют слаборазвитость третьего мира?
- Какова кратность экономического разрыва развитых стран и стран третьего мира?
- Каковы формы и масштабы неэквивалентных экономических отношений между странами Запада и не-Запада во времена колониализма и в наше время и чем неоколониализм сходен и отличен от классического колониализма?
- Почему страны третьего мира часто раздираются внутренними конфликтами?
- Чем вызваны конфликты и противостояния современного мира, как соотносятся военные потенциалы основных стран мира, какие существуют военно-политические блоки, каковы их военные расходы и их экономические последствия?
- Почему США и их союзники регулярно нападают на страны, объявленные ими изгоями и достоверны ли официальные мотивы этого?
- Какие межгосударственные организации существуют в современном мире, и какова их роль в современном миропорядке?
- Почему страны Запада действенно используют межгосударственные глобальные организации в своих интересах и почему у стран "неЗапада" это получается намного хуже?
- Почему межгосударственная региональная интеграция успешна в Западной Европе и Северной Америке, но не в других частях света?
- Каковы особенности членства в межгосударственных региональных организациях в истории СССР и России?
- Сдвиг в мировой экономики в пользу новых индустриальных стран происходит в реальности или в воображении?
- Правда ли, что центр мировой экономики из Западной Европы и Северной Америки сдвигается в Азию и на Тихий океан?
- Чем вызван глобальный экономический кризис, и какие последствия он может нести для тех или стран мира?
- Что лучше для той или иной страны не-Запада: бороться за реальный суверенитет от Запада или выполнять его требования?
- Оружие массового поражения: большое зло или большой миротворец и почему страны мира не равны в правах на его получение?
- Есть ли значительный риск горячей Третьей мировой войны?
- Каковы замыслы Запада в отношении России и может ли Россия адекватно на них ответить?
КИТАЙ, РОССИЯ И КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ: НАУЧНОЕ, ГУМАНИТАРНОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
1.1 КНР И КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ НА ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ
1.2 РОССИЯ И КИТАЙ НА ПЛОЩАДКЕ ООН В ЭВОЛЮЦИИ СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.3 СОВЕТСКО/РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ 1969 – 2015 ГГ. В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ВОПРОСЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ И НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПОВЕСТКАХ ДНЯ РОССИИ И КИТАЯ НА ПЛОЩАДКАХ ГЛОБАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
2.1 ПОЛИТИКА КНР И РОССИИ В ОРГАНАХ ООН И ШОС ПО ВОПРОСАМ БЕЗОПАСНОСТИ И БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ
2.2 ПОЛИТИКА КНР И РОССИИ В ОРГАНАХ ООН И ШОС ПО ВОПРОСАМ БЕЗОПАСНОСТИ И БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ
2.3 МОДЕЛИ РОССИЙСКО-КИТАЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ С УЧЕТОМ ВЕРОЯТНОСТИ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В НАТО (НА МАТЕРИАЛАХ СМИ)
ДИПЛОМАТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И КИТАЯ В ООН И НА ЕВРАЗИЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
3.1 ДОЛГОСРОЧНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РОССИЙСКО-КИТАЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ ПРИ ГОЛОСОВАНИИ В ООН (НА ПРИМЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРАВА ВЕТО В СБ ООН)
3.3 МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЗИЦИЯ ПО КРИТИЧЕСКИМ ВОПРОСАМ РАБОТЫ ООН
3.4 ИНСТРУМЕНТЫ МЯГКОЙ СИЛЫ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ С ВНЕШНИМ МИРОМ И ГЛОБАЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИИ (1949 – 2015 ГГ.).
целью курса является овладение слушателя знаниями об общих
закономерностях развития международных отношений и комплексным
пониманием курса внешней политики КНР.
Задачами курса являются:
- систематическое изложение теории и практики внешней политики Китая;
- целостное представление об основных факторах и ведущих тенденциях международной деятельности Китая;
- установление материальных и политических причин и интересов, стоящих за эволюцией её внешнеполитического курса;
- полное и всестороннее освещение внешней политики Китая в контексте традиций китайской дипломатии;
- хронологический обзор основных этапов международной деятельности КНР с акцентом на анализ как долгосрочных мотивов, так и конкретных внешнеполитических замыслов, целей и приоритетов китайской дипломатии.
В итоге овладения курсом подразумевается, что добросовестный слушатель должен знать: основные источники и литературу по истории внешней политики Китая; особенности, направления и этапы внешней политики и современных международных отношений; место и роль Китая во внешней политике России, Индии, ЕС, США, Южной Америки и Африки;
уметь: выявить основные причины, тенденции и закономерности внешней политики Китая и современных международных отношений; дать качественную характеристику многосторонней внешней политики Китая; определять круг политических приоритетов для Китайской внешней политики в прошлом и настоящем; проанализировать динамику курсов внешней политики Китая относительно всех крупных геополитических игроков;
владеть: основами навыков анализа основных закономерностей внешней политики Китая в контексте международных отношений; профессиональной лексикой и терминологией, связанной с дипломатией и международными отношениями; базовыми навыками анализа международно-правовых документов.
В результате обучения слушатель курса должен обладать следующими общекультурными и общепрофессиональными компетенциями:
- способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень ;
- способностью порождать новые идеи (креативность);
- способностью использовать знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ;
- способностью самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширить и углублять своё научное мировоззрение;
- способностью применять современные методы и методики исследования;
- способностью к междисциплинарному взаимодействию и умению сотрудничать с представителями других областей знания в ходе решения научно-исследовательских и прикладных задач;
- способностью к критическому анализу собственной научной и прикладной деятельности;
- способностью анализировать, синтезировать и критически осмысливать информацию на основе комплексных научных методов;
в научно-исследовательской деятельности:
- способностью к подготовке и проведению научно-исследовательских работ;
- способностью к анализу и обобщению результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов;
- знанием современные методологические принципы и методические приемы исторического исследования;
- способностью к подготовке и проведению научных семинаров, конференций, подготовке и редактированию научных публикаций;
в педагогической деятельности:
- имением навыков практического использования знаний основ педагогической деятельности в преподавании курса истории в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;
- умением анализировать и объяснять политические, социокультурные, экономические факторы исторического развития, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей;
в организационно-управленческой деятельности:
- способностью к подготовке аналитической информации (с учетом исторического контекста) для принятия решений органами государственного управления и местного самоуправления;
в экспертно-аналитической деятельности:
- способностью к разработке исторических и социально-политических аспектов в деятельности информационно-аналитических центров, общественных, государственных и муниципальных учреждений и организаций, средств массовой информации, учреждений историко-культурного туризма.
1. Сущность и содержание глобализационных процессов;
2. Основные формы проявления кризисных процессов в современных обществах;
3. Современные глобализирующиеся общества в контексте типов научной рациональности: модели мира и проекты международных отношений;
4. Закономерности развития кризисного российского общественного сознания и его связь с глобализационными процессами;
5. Сознание активного социума и деловых кругов России в условиях глобализации;
6. Концепции развития современной России в условиях общества переходного периода;
7. Перспективные задачи исследования и регулирования российского кризисного общественного сознания в условиях глобализации: конфликты, рекреация, абсентеизм и профессиональное выгорание;
8. Регулирование международных и внутрироссийских социальных отношений в информационно-коммуникативной сфере и деловой среде.